Из
глубины веков до наших дней.
У
района “Нагатинский затон” богатое историческое прошлое.
Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки,
в прошлом были расположены хорошо известные в истории
государства Российского подмосковные села: Коломенское,
Нагатино, Новинки. Издавна
была заселена местность, прилегающая к селу Коломенское.
Высокий холмистый берег Москвы-реки был удобным местом
для поселений человека. Здесь еще на заре нашей эры существовало
Дьяково городище. Проводившиеся
археологические раскопки показали, что уже две с половиной
тысячи лет назад здесь появилось
первое на территории Москвы поселение первобытных людей,
известное теперь всем археологам мира. Были открыты древнейшие
неолитические поселения людей 1 тысячелетия до н.э. -
IV века н.э., давшее название всей культуре этого периода
- “Дьяковская культура” (археологическая культура раннего
железного века). Основа хозяйства племен Дьяковской культуры
- земледелие, оседлое скотоводство, рыболовство, охота.
Нагатино.
Название
села “Нагатино”, известного с XIV века, по одной из версий,
связано с тем, что в этой низменной пойме Москвы-реки,
затопляемой в половодье, дороги были расположены “на гати”,
т.е. на настиле из бревен для проезда и прохода по топи;
по другой - от слова “ногата”, обозначавшее древнерусскую
денежную единицу X - XV в.в. Вокруг
Нагатина исстари было много заливных лугов и озер, которые
жители могли использовать для постройки и ремонта судов.
О Нагатинской заводи упоминается в 1410 г. В Нагатине
и поныне существует “заводь” (или затон) - бухта, залив
со спокойной, стоячей водой.
Московский
судостроительный и судоремонтный завод
В
этом затоне в 1936 году был введен в действие Московский
судостроительный и судоремонтный завод (ул.Речников, д.7).Основное
направление работы завода - судостроение и ремонт самоходного
флота, изготовление судовых механизмов и светосигнальной
аппаратуры.
Суда,
построенные заводом, успешно эксплуатируются в Югославии,
Венгрии, Польше, Германии, Египте, Индии, Австралии и
других странах.
В
настоящее время красавцы-теплоходы с маркой Московского
судостроительного и судоремонтного завода эксплуатируются
на большинстве водных путей Европейской и Азиатской частей
России. Построенные заводом суда обеспечивают более 17
% всех пассажирских перевозок по России. МССЗ со дня его
существования построено 1804 теплохода. Сейчас завод осуществляет
строительство экологических судов нефте- и мусоросборщиков.
В
1979г. в районе был основан Московский институт водного
транспорта (с 1993г. - Академия водного транспорта).
Застройка
района
В
1960 году подмосковные села: Нагатино, Коломенское, Новинки
вошли в черту Москвы и в конце 1960-х годов эта территория
стала огромной строительной площадкой. На месте сносимых
деревянных строений, садов и огородов выросли кварталы
многоэтажных жилых домов.
На
правом берегу реки Москвы, после реконструкции Нагатинской
поймы и сооружения нового речного русла, в 60-х годах
была построена Нагатинская набережная, выполненная из
сборного железобетона, облицованного гранитом. Архитектурное
решение застройки жилых корпусов со стороны реки Москвы
- в виде домов, стилизованных под паруса, создает современный
фасад района.
В
1969 году близ Нагатино сооружен Нагатинский мост, который
соединил Нагатино с районом Кожухово, здесь прошел Пролетарский
проспект (сейчас это проспект им.Андропова), построена
станция метро “Коломенская”.
В
1981 году на месте полей бывшего овощеводческого колхоза
“Огородный гигант” была продолжена застройка еще одного
жилого массива (ул.Коломенская и Коломенская набережная
- бывшие улицы Средняя и Нижняя села Коломенское).
Нагатинская
пойма
Нагатинская
пойма - крупнейшая пойма в черте города. Пойма - это часть
дна речной долины, затопляемая только в половодье. Средняя
высота над уровнем реки 1 - 1,5 м. До сооружения в 1930-х
годах Перервинского гидроузла территория затоплялась во
время паводков и была сильно заболочена. В конце 60-х
годов Нагатинская пойма полностью реконструирована. Здесь
были проведены большие работы по ликвидации заболоченности,
был сооружен спрямительный канал длиной 3,5 км, в результате
чего образовался остров площадью свыше 150 га, разделенный
Нагатинским мостом. В канун празднования 60-летия Октябрьской
революции на острове был заложен парк им. 60-летия Октября
(архитектор В.И.Иванов), который занимает более 100 га.
В
1985 году на пойме построен Южный речной вокзал (архитектор
А.М.Рухлядев) - это вторые речные ворота Москвы после
Северного речного вокзала.
Улицы
От
древних подмосковных сел, на территории которых расположился
район “Нагатинский затон” в настоящее время сохранились
лишь их названия, которые даны улицам, набережным, мосту,
станции метро: Коломенская улица, Коломенская набережная,
метро “Коломенская”, Нагатинская набережная, Нагатинский
мост, улица Новинки. Центральная улица села Коломенское
- Большая улица - сохранилась по сей день с тем же названием.
Названия остальных улиц связаны с судостроительным производством
и ландшафтными особенностями района: Судостроительная
улица, улица Речников, Якорная улица, Затонная улица.
Название “Кленовый бульвар” дано в связи с посадкой вдоль
бульвара различных видов клена.